Слово - средство сценической выразительности
Станиславский оставил нам великое открытие - закон органического поведения
человека на сцене. Но надо найти индивидуальное приложение этого закона
к каждому конкретному случаю, и это самое сложное.
В связи с этим необходимо остановиться на таком важнейшем средстве сценической
выразительности, как слово, потому что с речью в нашем театре создалось
очень трудное положение. В отношении к слову сейчас существуют две крайности.
С одной стороны, общее стремление к современному способу существования
на сцене, к жизненной похожести, борьба с декламационностью, нарочитостью
привела к тому, что появилось пренебрежение к сценической речи. В результате
зритель зачастую просто не слышит и не понимает то, о чем говорят на сцене.
Артист считает, что он имеет право говорить на сцене только так, как он
говорит в жизни, иначе он не будет правдивым. Но при этом есть и другая,
старая болезнь. Она заключается в том, что слово превращается актером в
самодовлеющий элемент, и тогда останавливается процесс действия и начинается
словоговорение. В этом случае тоже уничтожается природа театра, где слово
является важнейшим, но не единственным выражением происходящего на сцене.
Станиславский и Немирович-Данченко, основоположники психологического театра,
утверждали понимание реализма как жизненной простоты. Казалось бы, при
этом в новом театре должен был возобладать принцип: на сцене, как в жизни,
можно разговаривать небрежно. Но чем больше театр приближался к жизненности,
тем большее значение Станиславский и Немирович-Данченко придавали слову.
Драматургия становится все лаконичнее и немногословнее. Но от этого слово
не теряет свою значимость. Наоборот. Если вместо монолога актер имеет две-три
реплики, за которыми встает целая жизнь, то даже одно пропущенное или проболтанное
слово все нарушит.
Вместе с тем ни при каких обстоятельствах, ни в многословном
театре, ни в словесно скупом, слово не должно звучать само по себе, становиться
самоцельным. Оно должно восприниматься зрителем только через действенный процесс
как конечное выражение этого процесса. Слово должно как бы само входить в
наше сознание как итог наблюдаемой нами внутренней жизни актера. Если же мы
сделаем слово первичным и самодовлеющим, оно не только утратит свое воздействие,
но и будет работать против тех задач, которые мы поставили перед собой
в спектакле. Когда логика жизни выстроена приблизительно, сцена становится
пассивной.
|