Непростая работа режиссера
Режиссер имеет право приступить к работе с актером только тогда, когда он
сам находится в нужной тональности, в нужной природе чувств. В этом смысле
надо понимать высказывание В. И. Немировича-Данченко о том, что режиссер
сам может и не играть на сцене, но он обязан быть прирожденным актером. Режиссер
сам должен постичь чувственную, эмоциональную стихию произведения, а не
только рациональную. Немирович-Данченко обладал этим качеством в самой высокой
степени.
Собственная зараженность режиссера произведением, если она существует в
нем, должна дать тот заряд, который поможет ему корреспондироваться с будущими
зрителями, а на первых порах его зрители - это актеры. Он должен все время
держать актера в верном русле заданного им самим направления. Важно, чтобы
огонь, который удалось высечь вначале, не погас в процессе работы.
Зачастую так называемые режиссерские экспликации являются глубоко вредными:
совершенно неподготовленному творческому коллективу, который еще не живет
сутью и духом произведения, преподносится результативная сторона будущего
спектакля. Тем самым обрезается возможность участия коллектива в живом
творческом процессе. В коллективе рождается ощущение, что у режиссера уже
все готово, и актеры считают себя свободными от всяких поисков. В то же
время нельзя терять руководящую роль в процессе работы, потому что ничего
не стоит превратить репетицию в дискуссию по любому поводу и в словах потопить
существо произведения.
|