Отношения между Головиным и Бенуа
Внешне корректные отношения между Головиным и Бенуа в действительности маскировали
глубокую обиду чуткого, ранимого художника на Бенуа за неприятие его театральных
работ, регулярные критические высказывания о его спектаклях. Таковы были внутренние
причины, объясняющие некоторую чужеродность Головина в кругу "Мира искусства" и
в самом предприятии Дягилева.
Головин был приглашен в антрепризу на постановку балета
Стравинского "Жар-птица".
Это был второй сезон русских спектаклей в Париже. Дягилев очень торопил
с премьерой. Его художественная проницательность и антрепренерская интуиция
подсказали ему, что сейчас в Париже особенно важна русская тема. Он мечтал
показать национальный балет в 1909 г., в первый год гастролей русской труппы.
Однако этот проект не был осуществлен, так как композитор не поспевал с
музыкой. Решено было перенести постановку на 1910 г. Этим балетом на национальную
тематику Дягилев и его окружение хотели покорить Париж. Вся постановка
была задумана "как
грандиозная выставка национальных богатств русского фольклора". Предполагалось,
что композитором будет Н.Н. Черепнин, потом остановились на А.К. Лядове.
Художником должен был стать Д.С. Стеллецкий либо И.Я. Билибин, мастера,
близкие "Миру
искусства". Однако ни тот, ни другой не были наделены тем поэтично-сказочным
воображением, которого требовала сюжетная линия балета. Тогда решено было
пригласить Головина.
|