Творческий подход к классике
Символистское искусство привлекало Станиславского новыми, казалось бы, необъятными
возможностями, безбрежностью тематики, способностью познать тайну мироздания,
ощутить стихию рока, понять самые тонкие, почти неуловимые движения человеческой
души.
Драматурги-символисты отвергали будничные сюжеты. Их интересовала душа
человека, его судьба, его место во вселенной. В пьесах М. Метерлинка, К.
Гамсуна, Л. Андреева события подчинялись велениям потусторонних сил. Драматурги
не принимали реальные формы искусства, им казалось, что формы эти затемняют
жизнь духа. Символизм в поэзии, живописи, скульптуре, музыке обратил самое
пристальное внимание на форму. Форма в тончайшей разработке ее субъективно-эмоциональной
палитры призвана была передать "особые движения души", разнообразные "новые
настроения", - весь символико-поэтический смысл произведения.
Встретившись с новым репертуаром, Станиславский стремился не только понять
символистское искусство, но и приобщиться к новому художественному направлению,
воплотить в сценических формах образы этого искусства.
Работая над "Драмой жизни", режиссер отказывается от подробной литературно-сюжетной
экспликации действия, от детально-воссозданной предметной среды. Ему важно
постигнуть внутренний нерв пьесы Гамсуна, ее символико-поэтическое звучание. "Драма
жизни" была первой пробой Станиславского на сцене МХТ в создании спектакля
нового направления. В нем решающую роль играли новые изобразительные формы,
вдохновленные символистским искусством. Замысел "Драмы жизни" открывает
нам совсем нового Станиславского, словно навсегда распрощавшегося с камерностью
четвертой стены, с уютным запахом жилья и нежным лирическим подтекстом. Перед
нами режиссер дерзко обнаженной символики, вызывающих мистических образов
и трагически отчаянного восприятия мира. Станиславскому очень важно было передать
в "Драме жизни" не столько реальный план пьесы, сколько его мистическое,
символическое начало.
|