Индивидуальное видение образа
У нас еще бытует ложное понимание авторитета, когда режиссеру кажется: если
он будет принимать предлагаемое актерами, это уронит его авторитет в глазах
коллектива. Если режиссер умеет воспринимать предложенное и отбрасывает лишь
то, что не годится для данного случая, то создается возможность соучастия
коллектива в творческом процессе. Очень важно, чтобы все время было ощущение
заразительной игры, в которой все принимают участие и каждый вносит что-то
свое. Тогда неприятие режиссером чего-либо не явится обидой для актера.
Актеры часто спрашивают: имеют ли они право на индивидуальное видение образа?
Но в самой постановке вопроса присутствует роковая ошибка, вернее, это
ошибка метода работы некоторых режиссеров, в результате которой такой вопрос
может возникнуть. Вероятно, здесь имеется в виду противоречие между точным
режиссерским представлением о будущем образе и богатством актерских индивидуальностей.
Это противоречие является несущественным, во всяком случае, его не может
быть в нормальном творческом процессе.
Когда созревает замысел будущего спектакля, режиссер не должен вгонять
в свое представление о будущем спектакле живых людей.
Когда на одну роль бывают назначены два исполнителя и режиссер подчиняет
их буквально одному и тому же внутреннему и внешнему рисунку, это глубоко
неверно, потому что нарушается закон органического существования артиста
на сцене, ибо не могут два человека работать на одинаковых рефлексах. Разные
исполнители одной роли могут и должны играть по-разному, но в одной природе
чувств. Один, вероятно, сделает роль более изобразительно, другой — более
тонко, но природа чувств должна быть одна, и она сначала диктуется автором,
а затем реализуемым режиссерским замыслом.
Никакая режиссерская задача не может осуществляться в обход актера.
|