Героико-романтические пьесы
Без героико-романтических пьес и спектаклей советский театр не может жить,
расти и развиваться. Героическая тема должна занимать ведущее, господствующее
место в нашем искусстве. Но героическое в самой действительности существует
и проявляется в бесконечном многообразии человеческих характеров и судеб,
частных и общественных обстоятельств и конфликтов. Искусство не имеет права
ограничиваться лишь какой-то одной сферой проявления героического. Кроме того,
героическая тема в самых различных своих проявлениях не исчерпывает всего
богатства жизни.
Разве докопаться до первопричины, первоосновы мужества, до корней духовной
жизни человека не является целью советского театрального искусства?
Можно спорить о мере таланта, мастерстве драматургов, о качестве их темпераментов,
писательской манере, но считать, исходя только из темы произведения, что
пьесы одного гражданственны, а пьесы другого мелкотемны, и неверно, и несправедливо.
Выбор тем, сюжетов, характеров, места действия сам по себе не может и не
должен служить критерием идейности и гражданственности драматурга. Мелко
и пошло можно решить любую тему. Высокая гражданская мысль автора и театра
может частный, рядовой случай поднять до уровня художественного образа огромной
силы. Драматургия и театр в одинаковой мере обязаны показать со сцены и
саму революцию и отражение ее в душах людей. И это могут быть разные пьесы.
Миниатюры, акварели, эстампы, если они сделаны во имя высоких гражданских
идеалов и талантливо, нужны так же, как большие полотна. Оратория как жанр
не более почетна, чем камерная песня. Громко, в стихах можно говорить и
о важном и о пустяках. Тихо, прозой, без всяких эффектов можно говорить
и о великом и о низменном. Сила звука ровным счетом ничего не означает.
Масштаб пьесы, ее социально-философский смысл, эмоциональная сила определяются
не числом действующих лиц, не местом действия, а глубиной гражданской позиции
писателя и его таланта.
Этот старый спор, долгое время шедший в театральной среде, сегодня, кажется,
утих, но помнить его нужно, если мы хотим идти вперед в наших творческих
поисках и не повторять ошибок прошлого.
|