Этапы в работе над словом
Сейчас перед драматургами стоит проблема больше доверять зрителю. С Чехова
начинается стремление все больше вовлекать зрителя в действие — он должен
догадываться о том, что происходит на сцене, а не только слушать. Поэтому
роль слова качественно изменилась. При Шиллере более очевидной была опасность
второй болезни. Современная драматургия делает более реальной опасность пренебрежения
к слову.
Нам надо помнить, что простота — не всегда есть правда, иногда это не более
как хорошая имитация правды. Для того чтобы донести мысль, артист должен,
прежде всего, быть очень активным в действии.
Есть разные этапы в работе над словом. На первом этапе для артиста и для
режиссера слово — загадка, и мы обязаны разгадать, что за ним стоит. Затем
мы начинаем что-то совершать, пробовать, действовать, и тогда слово возвращается
уже как конечный результат творческого процесса.
Если так понимать творческий процесс: от слова, через действие, к слову,
- тогда значение слова не только не уменьшится, а увеличится. Причем принцип
методологического подхода совершенно не меняется от того, имеем ли мы дело
с короткой, лаконичной фразой Хемингуэя или с мыслью, выраженной многословно.
На сцене должно быть действие, его и надо искать, иначе мы превратим сцену
в тот ужасный вид театра, где слово оказывается единственным средством
выразительности и поэтому теряет свое подлинное значение важнейшего компонента
сценического искусства.
В процессе репетиции актер даже не должен ощущать того, что режиссер разговаривает.
Идет коллективный поиск, в котором режиссеру принадлежит определяющая и
направляющая роль, и для того чтобы подвести актера к верной природе чувств,
вовсе не нужно рассказывать ему обо всей сумме элементов, из которых она
складывается. Важно разбудить его фантазию, направить его мысль в нужное
русло. Иногда бывает полезнее вместо большого режиссерского монолога двумя
словами подсказать актеру верное физическое действие, которое поможет ему
скорее найти нужное самочувствие в данной сцене. Пространные комментарии
часто являются разрушителями творческого процесса.
|